Слава Богу за всё!
16 июня 2024 года после Божественной литургии состоялся крестный ход до Югской часовни. Наш правящий архиерей епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин и епископ Костомукшский и Кемский Борис в сослужении духовенства совершил праздничный молебен и освящение списка иконы Югской Божьей матери. Теперь, в Рыбинске официально открыта еще одна православная святыня!
Спасибо всем кто участвовал в возрождении часовни, всем кто поддерживает! Самая главная цель, которая стоит перед всеми нами, горожанами, заключается в том, чтобы в часовне не умолкала наша молитва!
Заходите помолиться!
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Приводится по изданиям:
Сайт Рыбинской епархии https://rybeparhia.ru
Михайлов А. В. Храмы и культовые сооружения Рыбинска / А.В. Михайлов. — Рыбинск : [б. и.], 2014. — 269, [2] с. : ил., портр.
Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М:АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г.
Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. — М.: Северный паломник, 2005.
Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. — Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2009.
1615-1616 года. В начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию напали шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри.
В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей захотел возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Он стал молиться перед Печерским образом Богоматери и услышал от иконы голос — «Иди в указанное Мною место, и вземши сущую тамо икону Мою, именуемую Одигитрия, гряди с нею во отечество твое, тамо бо добр себе покой обрящеши». Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему месте икону Богоматери, повергся перед ней на колени и начал усердно молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом. Дорофей с радостью поспешил к настоятелю Печерской обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери и просил настоятеля разрешить ему удалиться из Печерской обители в родные края. Архимандрит Иоаким, не поверив рассказу Дорофея, не соглашался отпустить его, чем весьма опечалил подвижника. И вот Богоматерь является во сне архимандриту Иоакиму и говорит:
— Зачем ты препятствуешь старцу Дорофею идти с Моей иконой на родину? Этим упорством ты оказываешь противление Моей воле.
Проснувшись, настоятель немедленно созвал всю братию и объявил им о страшном своем видении; затем он отправился на то место, где Дорофей нашел икону Богоматери. Икона пребывала на том же месте. Иоаким с благоговением взял ее и вручил Дорофею, благословив подвижника на далекий путь.
Возвращаясь в родные края, Дорофей принял намерение поставить икону Богоматери в приходской церкви села Никульского, посвященной имени Всемилостивого Спаса. Но Богоматерь избрала другое место для пребывания Своей иконы. В семи верстах от села Никульского, где река Белая Юга впадает в Черную Югу, Дорофей почувствовал необыкновенную усталость и остановился для отдыха. Старец поставил икону на дереве, и после отдыха намеревался продолжать путь, но смог взять икону. Три раза пытался он сдвинуть икону с места, но все его старания были безуспешны. И тогда от иконы послышался голос:
— Зачем ты напрасно стараешься снять образ Мой? Я желаю, чтобы здесь, где ты находишься теперь, сооружена была обитель для иноков; в ней пусть пребудет образ Мой навсегда, а с ним и благодать Моя и сила.
Повинуясь Ее повелению, он устроил здесь же себе келью, поставил в ней икону Богоматери и начал проводить время в подвигах молитвы и поста. Вскоре к нему стали приходить жители окрестных мест для поклонения чудотворному образу Богоматери; приходили сюда также одержимые разными недугами, и многие из них по вере своей получали исцеления.
Отступление
Для понимания ситуации стоит вспомнить два важных аспекта: кто- такие схимники и что такое икона Богородицы.
Схимник – это монах, подстриженный в великую схиму – ведет абсолютно уединенный образ жизни – его делом является только молитва. Схимник умер для земной жизни, даже его облачение – это погребальный саван.
В истории Русской православной церкви есть много святых схимников, например наш земляк преподобный Серафим Вырицкий, однако особо стоит отметить те истории, когда схимники из своих монастырей были направлены Богородицей, через своих настоятелей, на особое служение.
Монахи — схимники Александр Пересвет и Андрей Ослябя появившись на Куликовом поле преобразили русское воинство – мы даже представить не можем какие чувства испытал каждый русский воин увидев схимника, который встал на защиту своей Родины.
Мы даже представить не можем, что испытали жители Мологи, Рыбинска, всех окрестных селений, когда в наших краях появился схимник, пришедший с Псковских земель и принесший с собой икону Богородицы и рассказавший людям, что это место избрано самой Пречистой для создания обители.
Старец помнил о повелении Богоматери устроить на этом месте обитель. Он деятельно принялся расчищать место для будущего монастыря. Но Бог не судил ему видеть устроение обители: подвижнику было свыше открыто о дне его кончины. Он почил о Господе в 1622 году и был погребен в сооруженной им самим часовне.
После кончины Дорофея священники села Никульского решили поставить принесенную им икону в своей приходской церкви. Они взяли ее и с крестным ходом перенесли в сельскую церковь. Однако Богородице не было угодно, чтобы Ее икона пребывала в селе Никульском. Поэтому, когда на другой день священники пришли в свою церковь, то иконы там не нашли. Отправились в келью Дорофея и там нашли ее стоящей на прежнем месте и с горящей перед нею свечой. Они взяли икону и поставили в приходской церкви, но она опять исчезла из храма и снова оказалась в келье старца Дорофея. Священники, не оставляя мысли поставить икону в приходской церкви, в третий раз пытались взять ее, но на этот раз какая-то невидимая сила удержала их. Видя безуспешность своих попыток, священники оставили икону в келье старца и более уже не покушались взять ее в свою церковь.
Отступление
Мы видим, что Богородица сама избрала место пребывания своей иконы.
В истории известен другой впечатляющий случай – когда икону сняли с ворот монастыря и для сохранности поместили в храм, но она опять таинственным образом возвращалась на прежнее место над воротами. Это было в 9 веке, в Иверском монастыре на Афоне. Тогда Богородица открыла преподобному Гавриилу Святогорцу свою волю во сне, сказав, что не монахи должны оберегать икону, а она сама будет их Заступницей. В последствии этот образ стали называть Иверской или Вратарницей.
Богомольцы по-прежнему стекались к иконе Богоматери, прося у Нее помощи и утешения в своих делах, а также исцеления от болезней. Богоматерь посылала многим исцеления и помощь по вере их. Вскоре о сих чудесах стало известно Ростовскому митрополиту Варлааму II и патриарху Филарету. Царь Михаил Феодорович давал разрешение на устроение обители там, где пребывала чудотворная икона Богоматери, принесенная старцем Дорофеем.
Свято-Троицкая Югская Дорофеева мужская общежительная пустынь была построена в 15 верстах от города Рыбинска в месте слияния двух рек: Белой и Черной Юги.
Главной святыней пустыни стала принесенная преподобным Дорофеем икона Божией Матери Одигитрии, получившая в 1786 году наименование Югской. Она прославилась многочисленными явленными от неё чудесами и особо почиталась жителями близлежащих городов: Рыбинска, Углича, Мышкина, Мологи, Пошехонья, в разные годы были учреждены многолюдные ежегодные крестные ходы в эти города с чудотворной иконой.
В конце XVIII — первой половине XIX века в Югской пустыни был воздвигнут великолепнейший архитектурный ансамбль, который производил на современников неизгладимое впечатление усиливавшимся единством стиля построек и богатством их внутреннего убранства. На компактно размещенной территории находились пять храмов, многоярусная колокольня, корпуса жилых двухэтажных келий, служивших монастырской оградой. Образцовым примером служило обширное монастырское хозяйство, в котором использовались современнейшие агротехнические средства и приемы, позволявшие обители бесплатно принимать и содержать всех паломников вне зависимости от их достатка и сроков пребывания.
Часовня Югской иконы Божией матери
Особое почитание Югской иконы началось в Рыбной слободе в 1701 году, когда во время принесения чудотворного образа здесь прекратилось «моровое поветрие». В память этого события была выстроена небольшая деревянная часовня «для собрания в церковное той пустыни строение и для монахов непрестанного сбора». С июня 1701 года по просьбе жителей учреждено ежегодное принесение Югской иконы в Рыбную слободу в период Петровского поста. После пожара 1737 года деревянная часовня сгорела, и «место часовенное» оставалось незастроенным до 1743 года, когда по прошению игумена Иосафа с братией было дозволено её восстановить: «по доброхотству и усердию рыбинских граждан к Югской обители ей была предоставлена городская земля для устроения при часовне постоялого двора».
Летом 1797 года в Рыбинске вновь случился пожар, истребивший центральную часть города. Подворье вновь выгорело, а земельный участок, на котором оно находилось, в соответствии с новым регулярным планом» застройки города становился проезжей частью новой улицы. Часть сохранившейся земли оспаривали соседние землевладельцы. Именитые местные купцы Алексей Попов и Борис Крашенинников решили выстроить на смежных участках общий дом. В свою очередь строитель пустыни иеромонах Арсений, намереваясь здесь для нужд монастыря выстроить каменный дом с лавками, просил оставить участок за монастырем.
В июле 1811 года в Рыбинске вновь случился большой пожар, от которого пострадала большая часть города, в том числе и подворье Югского монастыря. Огонь уничтожил кровлю, стропила всех построек, которые при этом выгорели изнутри. Удалось спасти только недавно установленный вызолоченный иконостас часовни. В этом же году подворье было возобновлено с устройством во дворе новой бани и каменной палатки «для поклажи разных вещей», над которой выстроены две новые жилые кельи, а также устроены новая конюшня и погреб. В 1812 году подворье было окончательно восстановлено с поправкой фасадов часовни, где замене подверглись колонны и их капители. Внутренний двор подворья был вымощен булыжным камнем.
Подворье Югской Дорофеевой пустыни располагалось в 25-м квартале на углу улицы Крестовой и Торговой площади и занимало участок размером 30×22 метра. Верхний этаж здания по улице Крестовой был занят жилыми покоями для жительствующей здесь братии. В нижнем этаже этого дома по левую сторону от ворот располагались две торговые лавки, отдаваемые в аренду, а по другую сторону ворот, рядом с часовней, ещё один небольшой жилой покой, перекрытый сводом. Со стороны Торговой площади под одну кровлю с домом выстроены пять двухэтажных лавок. Они, также сдаваемые в аренду в пользу монастыря, приносили доход до 1500 рублей в год серебром.
Часовня занимала угол здания и имела размеры внутреннего пространства 4,3×3,5 метра. Каждый из её уличных фасадов украшали две пары высоких полуколонн с ионическими капителями и фронтон, увенчанный луковичной главкой на низком барабане. Двухсветный четверик часовни, перекрытый кирпичным сводом, был выведен по высоте под общий карниз двухэтажных зданий подворья и перекрыт общей с ними кровлей. В интерьере часовни значительное место занимал иконостас столярной работы, окрашенный в лазоревый цвет, с «покрытыми поталью» колоннами, украшенными резным виноградом. В центре нижнего яруса иконостаса был поставлен список с чудотворного Югского образа Божией Матери в золоченой раме за стеклом.
В советское время…
В 1920 году в Югской Дорофеевой обители разместили так называемую «детскую трудовую коммуну». Большинство других жилых и хозяйственных построек, а также земельные массивы в окрестностях монастыря перешли во владение созданного здесь совхоза «Юга».
В 1921 году страну охватил голод, одновременно началась кампания по изъятию церковных ценностей. В монастыре было изъято большое количество золота, серебра и драгоценных камней разного качества и достоинства. Изъятые драгоценности равнялись не менее одной трети церковных ценностей, собранных по всей Ярославской губернии. В числе реквизированных ценностей были и драгоценные ризы с чудотворного образа Богоматери и его копии. Сама же чудотворная икона исчезла из обители.
К середине 20-х годов монастырь был закрыт окончательно, здесь разместилась колония для несовершеннолетних, а в 30-е годы на территории бывшего монастыря поселился «Волгострой». 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. В 1941 – 1947 годах несметные материальные, культурные и духовные богатства Молого-Шекснинского междуречья поглотило искусственное Рыбинское водохранилище. Ради этого амбициозного плана была затоплена территория в 4600 километров, из них 80 тыс. га заливных лугов, более 70 тыс. га пашни, более 30 тыс. га пастбищ, более 250 тыс. га лесов. Под воду ушли старинный русский город Молога, которому было почти 800 лет, три четверти территории Весьегонска, 663 селения, 140 церквей и 5 монастырей: Афанасиевский Мологский, основанный в XIV веке, Иоанно-Предтеченский Леушинский, Паисиев Покровский Угличский, Макариев Калязинсий и Югская Дорофеева пустынь. 130 тысяч жителей пришлось переселить на новое местожительство.
Так, Свято-Троицкая Югская Дорофеева общежительная пустынь, основанная на месте, избранном Самой Богоматерью, прекратила свое существование, оказавшись вод водами водохранилища в нескольких километрах от берега к западу от микрорайона «Судоверфь» г. Рыбинска.
Подворье Югского монастыря в начале 1921 года было передано коменданту города, церковные принадлежности изъяты, иконостас домовой церкви «предан сожжению». Долгое время в здании находилось общежитие для советских приезжающих, а затем жилые квартиры. В помещении часовни размещались часовая мастерская и ломбард. В 1990-е годы, при ремонте квартиры жильцы обнаружили изображения Святых, тогда и встал вопрос о передаче часовни в церковное управление.
В настоящее время часовня восстановлена и расписана в 2022 году рыбинскими иконописцами Иваном и Викторией Шутовыми.
Официальной датой открытия возрождённой часовни является 16 июня 2024 года.
Именно в этот день после божественной литургии состоялся крестный ход из Собора до Югской часовни и правящий архиерей епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин и епископ Костомукшский и Кемский Борис в сослужении духовенства совершили праздничный молебен и освящение списка иконы Югской Божией Матери, который будет постоянно пребывать в часовне. Икону написал рыбинский иконописец Михаил Лебедев.
В часовне ежедневно читается Акафист иконе Божией Матери Одигитрия Югская, по расписанию служатся молебны.
В часовне можно заказать требы, приобрести памятные сувениры ручной работы. В часовне представлены работы рыбинских художников и иконы рыбинских иконописцев. Здесь же вы можете заказать изготовление почитаемых икон, а также списка иконы Богоматери Югской. Иконы создаются в соответствии со старинными традициями и канонами иконописи.
Югская икона
Празднование иконе Богоматери Югской установлено 16 июня нового стиля в день принесения ее старцем Дорофеем на место будущей обители, которая в последствии стала называться Югская Дорофеева пустынь.
Наиболее ранние списки Сказания о чудотворной иконе Богоматери Югской относятся к XVIII веку, но сведения, содержащиеся в них, очевидно, основываются на монастырском летописце Югской Дорофеевой пустыни первой половины XVII столетия. Согласно Сказанию, первое чудо от образа последовало в 1616 году. От образа вскоре начались чудотворения: в монастырских документах записано 33 чуда исцеления от болезней глаз и ног, одержимости и расслабления. Среди исцеленных перечислены крестьяне, дворовые и посадские люди, помещики, монах и жена священника. Как повествует рукописное «Описание Югской Дорофеевой общежительной пустыни» 1849–1850 годов, свирепствовавшая в Рыбной слободе в 1654 и 1771 годах чума прекратилась после принесения в город Югской иконы. В память об этом учреждено ежегодное ношение иконы в Рыбинск в Петров пост и ко дню Воздвижения Креста Господня, а также в города Углич, Мышкин и Мологу. … Ношение югской святыни продолжалось и в первые послереволюционные годы.
В остальное время чудотворная икона находилась в Троицком соборе Югского монастыря. В 1810-х годах для нее была сделана серебряная доска и устроена богатейшая жемчужная риза с множеством драгоценных камней. В 1839 году риза перенизывалась с прибавкой жемчуга и камней. Оценивалась она тогда в 50 тыс. руб.
По иконографии чудотворная Югская икона повторяла икону Богоматери Тихвинской и, согласно списку «Сказания» середины XVIII века, имела размеры 30,3 х 23,6 см.
Существовали чтимые списки с чудотворного образа. Один их них, украшенный ризой ценностью в 12 тыс. руб., находился в пустыни; другой, с более скромным убранством, — в часовне в Рыбинске. В 1771 году еще один список с иконы был исполнен для рыбинского Спасо-Преображенского собора. Чтимый образ постоянно копировали, возможно, силами монастырской мастерской. Есть данные и о заказах вне обители. После закрытия Югской пустыни и превращения ее в 1920-е годы в детскую трудовую колонию чудотворный образ исчез.
В настоящее время в Рыбинском музее хранится 7 списков иконы, в Спасо-Преображенском соборе список иконы в серебряном окладе, теперь и в Югской часовне появился свой чтимый список.
[Имеется информация, что в 2003 году икона была передана епископу Иосифу, назначенному на служение на Дальний Восток. Ныне чудотворный образ находится в Биробиджане, в храме в честь Благовещения Божией Матери (источник https://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-jugskaja)]
Список иконы Югской Божьей матери, находящийся в часовне. Иконописец Михаил Лебедев.
Перед иконой Богоматери Югской молятся для прошения у Бога и Пресвятой Богородицы духовного и телесного исцеления, ограждения от бесов и их изгнания, от эпидемий, о достатке и благополучии, об удачном браке и счастливой супружеской жизни. Именно этими чудесам прославился данный образ, о чем повествуется в акафисте иконе Божией Матери Одигитрия Югская.
В мастерской «Рыбинская икона» вы можете заказать изготовление списка иконы Богоматери Югской. Икона будет изготовлена в соответствии со старинными традициями и канонами иконописи.